История – она в людях и в событиях. За свои 50 лет чего только не случалось в жизни маленького мира под названием Алтайский госуниверситет. И кто, как не первые выпускники, могут рассказать нам сегодня, как все начиналось. «ЗН» поговорила с одним из них: сыном первого ректора АлтГУ Сергеем Васильевичем Неверовым. Далее – с его слов.
Gaudeamus igitur
Каждый миг в университете – бесценен. Первое занятие прошло так: нас собрали в большой аудитории 1С и мы с преподавателем латинского языка Ворониной и концертмейстером учили гимн всех студентов – «Гаудеамус». Я его до сих пор помню наизусть. На всех праздниках и юбилеях мы вставали и вместе пели его. На первой лекции Александр Павлович Бородавкин заявил нам, что вуз должен не только дать определенный объем знаний, а «должен научить нас учиться». Так и вышло – выпускников первого набора действительно научили учиться. Что подтверждают должности: в правительстве, администрации, госструктурах. В 1983 году, когда я пришел преподавать историю, мои студенты были младше меня всего на 7-8 лет. Прошли с ними огонь и воду, были в экспедициях, после чего стали друзьями и общаемся до сих пор. Да, они стали мне близкими людьми. Преемственность – наше все! Среди нынешних преподавателей есть мои ученики, например доктор исторических наук, профессор, археолог Вадим Владимирович Горбунов. Скажу так, в университете учеба продолжается для всех. Даже когда ты преподаватель, ты продолжаешь учиться у студентов.
«Ты, Сережа, наш – из АГУ!»
Моя жизнь, как вы знаете, прошла в стенах классического университета. Вообще, у нас династия историков: моя бабушка – школьный учитель истории, моя мама – историк, папа – тоже, я и жена – историки, как и сын, и дочь (они, к слову, оканчивали истфак АлтГУ). Получается, у внуков нет выбора (смеется). Есть династии хлеборобов, металлургов, а у нас вот историков. Моя судьба сложилась таким образом, что в АлтГУ я проучился всего лишь два с половиной года, был студентом историко-филологического факультета, а позже перевелся в НГУ. Получается я – неполноценный студент АлтГУ. Но со временем вернулся. Всегда тянет назад, в родной край. Несмотря на то, что у меня много друзей из НГУ, с которыми мы переписываемся, отмечаем праздники, душа моя с Алтайским государственным. Когда праздновали юбилеи университета, первые выпускники, говоря поздравительные слова, звали меня с собой, обращались так: «Ты, Сережа, наш – из АлтГУ!». Первый набор всех факультетов вместе был всего 300 человек! Мы все друг друга знали и до сих пор, когда встречаемся, воспринимаем друг друга ни как студентов с другого факультета, а как членов семьи. В студенчестве вместе участвовали в субботниках, дискотеках, праздниках, демонстрациях, строительных отрядах. Василий Иванович на всех собраниях говорил: мне бы очень хотелось, чтобы университет стал для вас родным домом. И действительно, для многих АлтГУ – второй дом, приходишь сюда и ощущаешь теплоту и уют.
Заслуга отца
1973 год – открытие университета. Это важнейшее событие в жизни Барнаула, в жизни всего Алтайского края, причем, что самое интересное: когда спрашивали, где ты учишься, и ты называл АГУ, все вопросы сразу снимались. А сейчас университетов масса, поэтому приходится уточнять. Университет в императорской России был детище науки и просвещения, он был равен качеству. А сейчас все изменилось, и не в лучшую сторону. Я считаю, все-таки университет должен быть один. И, конечно, только Алтайский государственный! Недаром первый секретарь крайкома партии Александр Васильевич Георгиев утверждал, что Алтайский госуниверситет должен быть флагманом науки и образования на Алтае. Прошло 50 лет, и вуз действительно стал этим самым флагманом. И в этом – большая заслуга первого ректора, моего отца Василия Ивановича Неверова. С самого его основания им поставлена высокая планка: университет должен был стать не только очагом просвещения, не только должен был готовить специалистов в области народного образования, но еще он должен был стать и центром науки Алтайского края. Поэтому с первых шагов своего существования мы стремились к этой цели и за 50 лет достигли ее! Об этом говорит тот факт, что в АлтГУ работает огромное количество заслуженных профессоров, докторов наук. Со многими я поддерживаю дружеские отношения. У нас с первого набора многие продолжили карьеру в университете, поэтому уровень остепененности у первого выпуска очень высокий.
Главное – приказ!
Приказ об открытии университета был подписан в апреле. В один весенний день папа прилетел из Москвы с документом, где было написано, что он – ректор АлтГУ, первая штатная единица. Папа был очень ответственным человеком, он боялся подвести краевой комитет партии, Барнаул и Алтайский край. Ему предстояла громадная работа: набор преподавателей, сотрудников, администрации, потому как к сентябрю двери вуза должны были уже принимать первых студентов. Все это делалось в авральном режиме. Хочется сказать, что власти края оказывали огромную поддержку, классический университет был той самой целью, которая всех объединяла. Первым корпусом принято считать корпус Л, который принадлежал Алтайскому политехническому институту. После передачи его нашему, классическому университету там начался ремонт. Только спустя время туда заехали физики, химики, биологи. Раньше элки начал работу корпус на проспекте Социалистическом. Крайком партии отдал университету здание, которое предназначалось для Дома политпросвещения. В августе всех поступивших привлекли к подготовке аудиторий. Мы таскали оборудование, парты, стулья…. Кто-то штукатурил, кто-то красил. За месяц (!) мы справились с задачей, подготовили корпус к учебе. Еще одним глобальным делом стал набор преподавателей, тут, что называется, мы собирали по всем университетам: новосибирским, томским и другим. Многие именитые ученые охотно шли работать в АлтГУ. В их числе – первый проректор по учебной и научной работе профессор из Томска Александр Павлович Бородавкин. Он внес большую лепту в становление науки в вузе. Так мы начали осваивать азы высшего образования, жизнь в вузе закипела. Потом открыли корпус на Димитрова, и он стал главным. Там располагался кабинет ректора, находился историко-филологический факультет, со временем появились корпуса К и М. Корпус М начинал строить Василий Иванович Неверов, а заканчивал уже Юрий Федорович Кирюшин. Хочу сказать, что по проекту на первом этаже свечки действительно предполагался фонтан, но руководство решило, что для вуза это все-таки излишество.
Одно предложение
Считаю, просто необходимо ввести свободное пользование всеми ресурсами университета. То есть должна быть система, которая предусматривает наличие у всех бывших преподавателей и выпускников пропускных карточек в alma mater. Зачем? Чтобы ходить в библиотеки, на собрания и знаменательные мероприятия. Думаю, выпускники поддержат меня, нам нужен такой подарок на 50-летие АлтГУ!
Спасибо пшенице
Огромную роль в открытии АлтГУ сыграл первый секретарь крайкома партии Александр Васильевич Георгиев. Он воспользовался случаем приезда Брежнева на Алтай в 1972-м, тогда в крае был рекордный урожай пшеницы. Папа рассказывал, что Брежнев в поездке обратился к Георгиеву: «Куда я не приеду, все меня о чем-то просят, а от тебя ни одной просьбы – непорядок». И тот выдал: «Есть одна просьба – откройте университет!» Просьбу Брежнев, как вы понимаете, выполнил. Причем было предложение открыть университет на базе педагогического института, но Георгиев решил, что университет должен быть исключительно классическим, построенным с нуля. С кандидатурой ректора определились быстро. Папа занимал должность заведующего отделом науки и учебных заведений в крайкоме партии. На тот момент ему было 43 года. Георгиев видел именно в нем ректора Алтайского госуниверситета. Как говорится, серебряных призеров никто не помнит, помнят чемпионов. Когда был подписан приказ об открытии вуза, Георгиев сказал папе: «Василий, запомни, ты войдешь в историю. Первого ректора будут помнить всегда». И отец с большим уважением относился к Александру Васильевичу и даже мечтал сделать АлтГУ вузом имени Георгиева. Увы, не вышло. Он оказывал огромную помощь при строительстве, ведь университет открывался вне бюджета. Однажды Георгиев вызвал папу к себе, но с условием, что тот молча и без замедлений войдет в кабинет. Папа приехал, в приемной была очередь из начальников заводов, и он, минуя их, молча, как и было сказано, зашел в кабинет. Георгиев поднял на него глаза и говорит: «Иди, общайся. Все увидели, что ты открыл дверь в кабинет к секретарю крайкома, можно сказать, пинком. Уважение тебе обеспечено!» Действительно, после этого все заводы подключились к строительству университета, помогали всем, чем могли.
Время пришло
Василий Иванович держал дома подаренную ему на открытие университета бутылку арманьяка 1973 года выпуска. Теперь она досталась мне по наследству. Так вот, она сохранилась до сих пор. Думаю, этот арманьяк достоин быть открытым на 50-летний юбилей! Пришло его время.
От 5-ти до 50-ти
За 50 лет студенты АлтГУ только хорошеют. Конечно, они совершенно другие, но они мне нравятся. Мы вырастили достойную смену, которая будет праздновать уже 100-летие университета. Звучит нереально, но когда-то и 5-летие университета считалось несбыточным событием. Оно очень широко отмечалось. В филармонии проходило торжественное заседание крайкома партии, студентам первого выпуска вручали дипломы в праздничной обстановке. Было здорово. Тогда никто не думал, что дождемся 50-летнего юбилея, а он вот-вот наступит. За это время университет вырос, возмужал, он идет правильной дорогой. Конечно, я пойду на все мероприятия к юбилею, встречусь с друзьями, однокурсниками, коллегами. Ведь мы – выпускники, студенты АлтГУ – братья большой университетской семьи. И стоим горой друг за друга!
Алина ФОМЕНКО